Правовое положение лиц, ищущих убежище, и беженцев на территории Республики Казахстан определяется Законом РК «О беженцах», согласно которому при наличии серьезных оснований иностранцы имеют право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о присвоении статуса беженца.

Вместе с тем, зачастую граждане других государств обращаются в органы миграционной полиции с заявлениями о предоставлении статуса беженца без серьезных причин, руководствуясь лишь нежеланием возвращаться на родину, при этом пытаются всячески оправдать свои действия. В соответствии с Законом РК «О беженцах» и Конвенцией о статусе беженцев, которую Казахстан ратифицировал в 1998 году, беженцем признается иностранец, который в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться данной защитой вследствие таких опасений. Также беженцем может быть признано лицо без гражданства, находящееся вне страны своего постоянного места жительства или гражданской принадлежности, которое не может или не желает вернуться в нее вследствие этих опасений. Лица, ищущие убежище, имеют право обратиться с заявлением о присвоении данного статуса в уполномоченный орган. Указами Президента РК от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан», от 22 сентября 2010 года № 1066 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента РК от 17 августа 2010 года № 1039» и постановления Правительства РК от 30 сентября 2010 года № 1009 «О некоторых мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» функции в сфере миграции населения, а также вопросы по делам беженцев возложены на органы миграционной полиции МВД РК.
Комиссии по осуществлению процедуры присвоения, продления, лишения и прекращения статуса беженца управлений миграционной полиции в соответствии с Законом РК «О беженцах», Правилами регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца, Положением о Комиссии, утвержденным приказом министра внутренних дел РК от 29 ноября 2010 года за № 496, коллегиально рассматривают материалы дел лиц, ищущих убежище, и выносит по ним решения о присвоении, продлении, лишении или прекращении статуса беженца в РК в зависимости от характера обращения.
Ст. 12 закона о беженцах определяет основания, по которым лицу, ищущему убежище, в присвоении данного статуса может быть отказано. К ним относится, в том числе, отсутствие обоснованных опасений того, что лицо может стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
Так, в районный суд № 2 Алмалинского района г. Алматы обратилась гражданка Афганистана А. с заявлением о признании решения УМП ДВД г. Алматы об отказе в предоставлении статуса беженца незаконным. Заявительница пояснила, что в 2014 году приехала в Казахстан к супругу, который имеет в РК вид на жительство. Через некоторое время муж уехал в Россию по делам, оттуда сообщил А., что его депортируют в Афганистан, по настоящее время от него известий нет.
В январе 2015 года женщина обратилась в УМП ДВД г. Алматы с ходатайством о присвоении статуса беженца, однако получила отказ. С данным решением не согласилась и обратилась в суд, в своем заявлении указала, что «одинокая женщина не может вернуться в Афганистан, поскольку у себя на родине будет подвергаться ограничениям в ведении нормальной общественной жизни, будет лишена средств к существованию и ограничена в передвижении по стране». Заявительница просила суд решение УМП признать незаконным и отменить его, обязав уполномоченный орган вынести решение о присвоении статуса беженца РК.
Представитель Управления миграционной полиции заявленные требования не признала, пояснив, что гр. А. является уроженкой г. Кабула, в 2000 году вышла замуж за гражданина Афганистана. Никогда не работала. Муж занимался бизнесом в Казахстане, в 2014 году вместе с сыном приехала к супругу. Страну гражданской принадлежности покинула на основании действительных документов: паспорта и казахстанской визы. В конце 2014 года муж поехал в г. Новосибирск за товарами и не вернулся, при этом, по словам женщины, якобы сообщил ей, что его депортируют в Афганистан. Вместе с тем во время проведения процедуры признания беженцем заявительница не привела ни одного веского довода в обоснование своего ходатайства. Фактов, указывающих на наличие у нее объективных причин для опасения стать жертвой преследования в случае возвращения в Афганистан, не представила. Заявительница не занималась политической или общественной деятельностью, не состояла в каких-либо партиях, организациях, имела возможность спокойно жить в Афганистане, а выезд в Казахстан был обусловлен необходимостью переехать к мужу. Таким образом, в УМП пришли к выводу об отсутствии обоснованных опасений преследования по признакам, указанным в критериях, определяющих понятие «беженец». По этой причине женщине отказано в присвоении статуса беженца.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления следует отказать, поскольку А. не предоставила доказательств в обоснование своих доводов, изложенных в заявлении. Таким образом, решения и действия уполномоченного органа признаны правомерными. Требования гр. А. — необоснованными и подлежащими отклонению.
Канат УТЕУБАЕВ,
судья районного суда № 2
Алмалинского района г. Алматы