По общему правилу кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов жалобы. Но в отличие от действующего ГПК в п. 2 ст. 449 нового Кодекса отражена возможность полной проверки судебного акта в интересах законности.

Для упрощения доступа граждан к правосудию проведена оптимизация инстанции судебной системы путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая — в районных и приравненных к ним судах, апелляционная — в областных и приравненных к ним судах, кассационная — в Верховном Суде РК ). Согласно ст. 434 ГПК в кассационном порядке могут быть обжалованы вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов при соблюдении апелляционного порядка их обжалования, а также судебные акты специализированной судебной коллегии Верховного Суда РК.
В то же время не каждый судебный акт может быть пересмотрен в кассационном порядке. Установлен перечень судебных актов, не подлежащих обжалованию в кассационной инстанции: рассмотренные в порядке упрощенного производства; оконченные мировым соглашением, соглашением об урегулировании спора в порядке медиации или в порядке партисипативной процедуры; оконченные в связи с отказом от иска; связанные с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч МРП и юридических лиц при сумме иска менее 30 тысяч МРП; а также по спорам, возникающим в рамках реабилитационной процедуры и процедуры банкротства.
Ст. 11 Закона РК от 30 ноября 2015 года № 426-V «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы» месячный расчетный показатель установлен в размере 2121 тенге. В связи с чем для обжалования судебных актов в кассационном порядке сумма иска должна составлять для физических лиц не менее 4 242 000 тенге, а для юридических лиц — не менее 63 630 000 тенге. Таким образом, основная доля судебных споров будет находить окончательное разрешение в апелляционной инстанции. При этом следует отметить, что опасения ряда лиц об исключении судебного контроля со стороны вышестоящей инстанции являются беспочвенными, поскольку Кодексом закреплено, что любой вступивший в силу судебный акт, в том числе не обжалованный в апелляционной инстанции, может быть пересмотрен в кассационном порядке по представлению председателя Верховного Суда РК и протесту Генерального прокурора РК в случае, если он:
— может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности РК;
— нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
— нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права, то есть принят вразрез с судебной практикой.
Еще одним новшеством является процедура восстановления срока обжалования. Так, в случае пропуска срока на апелляционное обжалование судебных актов ходатайство подается в суд кассационной инстанции после рассмотрения судом первой инстанции заявления о восстановлении срока на обжалование, а в случае отказа — после рассмотрения частной жалобы, протеста, апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции.
Процессуальным законом установлен порядок предварительного рассмотрения ходатайства, согласно которому судья кассационной инстанции единолично в течение десяти дней принимает решение о возврате ходатайства либо истребовании дела.
При этом ст. 442 ГПК предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата ходатайства.
По результатам предварительного рассмотрения ходатайства судья кассационной инстанции в течение 30 рабочих дней со дня его поступления либо поступления дела в случае его истребования единолично разрешает вопрос о наличии либо отсутствии оснований для пересмотра судебных актов и выносит одно из постановлений: передать ходатайство с делом для рассмотрения в кассационной инстанции либо отказать в передаче ходатайства. Таким образом, вопрос о возбуждении кассационного производства разрешается судьей единолично без назначения судебного заседания и вызова сторон, что упрощает судопроизводство в целом. В последующем постановление судьи о возбуждении кассационного производства передается в кассационную коллегию, которая в составе не менее трех судей рассматривает дело по существу.  Учитывая сокращение звеньев судебных инстанций, расширение пределов рассмотрения дела кассационной коллегией является оправданным.
Одной из новелл процессуального закона также является возможность направления дел на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае отмены судебных актов, тогда как ранее такие судебные акты направлялись для рассмотрения в апелляционную инстанцию. При том, что при новом рассмотрении данная инстанция не имела возможности устранить допущенные судом первой инстанции некоторые процессуальные нарушения, в частности, привлечь соответчиков по делу, принять дополнение к иску, встречный иск и т.п.
В этой связи, все указанные новеллы нового Гражданского процессуального кодекса направлены на реализацию основных задач кассационного производства по защите конституционных прав граждан и юридических лиц.

Ж. Ермагамбетова,
судья кассационной судебной
коллегии суда г. Астаны